"По следам великого поэта"
- Подробности
- Создано: 07.06.2024 09:41
Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837 гг.) – великий русский поэт, прозаик, драматург.
Автор бессмертных произведений в стихах и прозе: романов “Евгений Онегин”, “Дубровский”, известных поэм “Руслан и Людмила”, “Кавказский пленник”, повести “Пиковая дама” и многих других, а также сказок для детей.
А.С. Пушкин много путешествовал. Число и протяжённость его маршрутов составили бы честь любому готовому «к перемене мест» нашему современнику. И во всех местах, где побывал великий поэт, местные жители с особой любовью сохраняют все, что связано с порой недолгим там пребыванием А.С. Пушкина.
Александр Сергеевич Пушкин родился в городе Москве, поэтому именно в этом городе немало мест, связанных с именем великого поэта. В большинстве своем это дома, где А.С. Пушкин бывал в гостях у друзей и знакомых, общественные здания, которые он посещал, храмы, где совершались важные события его жизни: крещение, венчание, - улицы, по которым он прогуливался.
Исследователи жизни и творчества Пушкина насчитывают таких мест в Москве порядка сотни, а вместе с Подмосковьем около ста пятидесяти. Но на сегодняшний день сохранилось всего два дома, в которых непосредственно жил поэт: это великолепный памятник архитектуры XVII века дворец Волковых-Юсуповых и особняк на Старой Басманной улице .
В Петербурге Пушкин провел более трети своей жизни - лучшие годы юности и годы зрелости, наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и бренных житейских проблем. Именно с Петербургом связаны самые светлые страницы жизни великого поэта – лицейские. И самые темные, невыносимо трагические в своей несправедливости, навсегда связанные с названием «Черная речка»…
В Петербурге и сейчас работает «Литературное кафе» на месте любимой Пушкиным кондитерской Вольфа и Беранжес. Именно здесь поэт дожидался своего секунданта К. Данзаса. Отсюда он последний раз смотрел на любимый Невский проспект. Встреча состоялась. Поэт выпил стакан воды. Молодые люди сели в сани, чтобы ехать к Черной речке… .
Так как Александр Пушкин был родом из дворянского сословия, он владел имениями со стороны отца и матери.
Михайловское - родовое имение матери А.С. Пушкина, его поэтическая родина, место духовного становления поэта. Это место было осознано русскими людьми в очень короткое время местом притягательным… «Многое поясняющим и проясняющим в судьбе и творчестве А.С. Пушкина. Самое пребывание на этой земле, переживания, связанные с путешествием в пушкинский уголок Псковщины, наполняли «паломников» новым пониманием, новым видением знакомых произведений, придавали им большую убедительность, налагали некую «печать достоверности» .
Здесь он жил и творил в разные годы. Здесь, на древней псковской земле, окреп его поэтический талант, расцвел его гений. Вблизи «милого предела» поэт завещал себя похоронить. Здесь, у алтарной стены Успенского собора Святогорского монастыря, в четырёх верстах от Михайловского, покоится его прах .
Петровское - родовое имение предков А.С. Пушкина Ганнибалов, связанное с интересом и уважением поэта к истории своего рода, истории российского государства, нашедшим отражение в его творчестве. В 1742 дворцовые земли Михайловской губы в Воронецком уезде Псковской провинции были пожалованы императрицей Елизаветой Петровной прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу, крестнику и сподвижнику Петра Великого .
Еще одно родовое имение поэта Пушкина – это Болдино. Село Болдино расположено в Нижегородской области, в 230 километрах от Нижнего Новгорода. Усадьба Болдино была родовым имением Пушкиных на протяжении трех столетий с 1585 года. Сейчас там, так же как и в Михайловской, музей-заповедник. Все здания в усадьбе полностью восстановлены, есть два парка, в которых любил прогуливаться и писать поэт. Хотя поэт и был в Болдино лишь три раза за свою жизнь (и все разы пришлись на осень), знаменитая Болдинская осень обессмертила эти места… .
Тригорское - бывшее имение ближайших соседей и друзей Пушкина Осиповых-Вульф, расположено примерно в 3-х км к западу от Михайловского, на одном из 3-х холмов, давших название имению. Тригорский парк — замечательный образец садово-паркового искусства второй половины XVIII века. До наших дней в парке хорошо сохранилось много живописных уголков, связанных с пребыванием Пушкина в Тригорском. На самом краю крутого обрыва к реке Сороти под сенью вековых дубов и лип стоит белая садовая скамья, получившая название «скамья Онегина» .
Кроме поездок по своим родовым имениям, Пушкин путешествовал и по другим местам. Правда, не все поездки совершались по воле Александра Сергеевича. Так, первое большое и весьма значимое в его жизни путешествие было... в ссылку.
Весной 1820 года Пушкина вызвали к военному генерал-губернатору Петербурга графу М. А. Милорадовичу для объяснения по поводу содержания его стихотворений (в том числе эпиграмм на Аракчеева, архимандрита Фотия и самого Александра I), несовместимых со статусом государственного чиновника. Шла речь о его высылке в Сибирь или заточении в Соловецкий монастырь. Лишь благодаря хлопотам друзей, прежде всего Н.М. Карамзина, удалось добиться смягчения наказания. Его перевели из столицы на юг в кишинёвскую канцелярию И. Н. Инзова. По пути к новому месту службы Александр Сергеевич заболевает воспалением лёгких, искупавшись в Днепре. Для поправления здоровья Раевские конце мая 1820 года везут больного поэта с собой сначала на Кавказ и затем в Крым.
Два месяца Пушкин провел в Горячеводске (Кисловодске), Железноводске. Курорт еще не был тогда благоустроен. «Ванны находились в лачужках, наскоро построенных», - вспоминал позже Пушкин. Источники находились в первобытном состоянии. «Мы черпали кипучую воду ковшиком из Куры или дном разбитой бутылки...» [2]. Здоровье поэта укреплялось. После четырёхлетнего пребывания на юге Пушкин больше ни разу не был серьёзно болен. Воды ему чрезвычайно помогли.
По дороге в Крым А.С. Пушкин останавливается в г. Таганроге. 16 августа 1820 года Пушкин прибыл в Феодосию. Через два дня вместе с Раевскими отбывает морем в Гурзуф. В середине сентября 1820 около недели провёл в Симферополе, лишь в сентябре он прибывает в Кишинёв. Новый начальник снисходительно относился к службе Пушкина, позволяя подолгу отлучаться, гостить у друзей в Каменке, выезжать в Киев, путешествовать по Молдавии и наведываться в Одессу.
Итак, к 24 годам у Пушкина за плечами было 10 тысяч км дорог (или бездорожья, это как считать). Однако впереди были новые путешествия: многократно из Москвы в Петербург и обратно, в Болдино. Самое большое путешествие поэта состоялось в 1829 году, когда он самовольно взял подорожную до Тифлиса, а потом двинулся дальше и с действующей армией дошёл до турецкого Арзрума, то есть побывал всё-таки «за границей», будучи в глазах царской власти «невыездным». Это путешествие заняло полгода, за которые Пушкин преодолел 7 тысяч км.
Оренбург и оренбургский край поэт посетил осенью 1833 г. Эта поездка занимает особое место в жизни Александра Сергеевича. На Южный Урал он стремился давно, с тех пор, как возникли у него творческие планы написать исторический очерк о Емельяне Пугачеве и его сподвижниках и роман из времени пугачевского восстания. Не исключено, что и судьба сосланных в Оренбургский край декабристов и разжалованных офицеров Оренбургского военного гарнизона, участвовавших в тайном обществе, также интересовала Пушкина.
Путешествию по пугачевским местам Поволжья и Оренбургской губернии Пушкин посвятил полтора месяца. Перед поездкой Пушкин много работал в архивах Военного министерства, изучал и собирал материалы о крестьянской войне. После завершения работы над доступными документами Пушкин обратился за разрешением отправиться в Казанскую и Оренбургскую губернии: поэт хотел своими глазами увидеть те места, где за 60 лет до того проходило восстание под предводительством Емельяна Пугачева, встретиться с людьми, которые ещё помнили события тех лет.
Пушкин преодолел огромные расстояния, проехал всю европейскую Россию, побывал в Нижнем Новгороде, Казани, Симбирске, Оренбурге и Уральске. Вспоминая в 1836 г. поездку по пугачевским местам Поволжья и Оренбургского края, Пушкин очень точно определил, почему она была ему так необходима: «Я посетил места, где произошли главные события эпохи, мною описанной, поверяя мертвые документы словами еще живых, но уже престарелых очевидцев, и вновь поверяя их дряхлеющую память историческою критикою»