75 лет со дня окончания Великой Отечественной войны

Но время не властно предать забвению те страшные суровые военные годы.

Есть память, которой не будет конца.

Сегодня мы вспоминаем события давних лет. Но очень уж глубоки раны, нанесенные войной - и детям солдат, и их внукам. Всем нам. И потому не забудется это. Помниться будет вечно. Четыре долгих года шла Великая Отечественная война, 1417 дней и ночей продолжалась гигантская битва с германским фашизмом. Шёл смертный бой "не ради славы, ради жизни на земле". Но даже в дни тяжелых испытаний - в битвах под Москвой, на Волге, под Курском и на Днепре - наши воины верили, что придет час расплаты с ненавистным врагом.

Предлагаем Вам, уважаемые читатели, обзор публикации

«Фронтовики – герои станицы Атаманской»

(по страницам газеты «Единство»)

Сын и отец

Первым организатором, руководителем нашего колхоза, ударником пятилеток был Василий Тимофеевич Староконь. Строил и прославил станицу самоотверженным трудом. А еще этот легендарный земляк прошел и Первую мировую, и Великую   Отечественную вой-ны. Имел и ранения, и награды боевые.

Кстати, на фронте сражался и его сын Григорий Васильевич, призванный в 1942-м. Когда шло освобождение Кубани, они даже были недалеко друг от друга. Но встретиться им не пришлось в боевой обстановке.

У сына были награды – орден Красной Звезды, медали «За оборону Кавказа», «За победу над Германией». 3 сентября 1943 года он участвовал в штурме и прорыве «Голубой линии». После ожесточенных боев потерял ногу. Двадцатилетний парень больше в строй не вернулся. Но пришел домой, женился. Вместе с супругой Татьяной Кузьминичной воспитал двоих детей, которые обеспечили им спокойную старость.

Уйти в мир иной отцу и сыну было уготовано в один год и в один месяц – в феврале 1997-го. Только старшему исполнилось тогда 104 (!) года, а Григорию лишь 73.

Боль прошлая и настоящая

Младший сержант Иосиф Андреевич Калмыков, 1916 г.р., воевал на Южном, Северокавказском фронтах и в Черноморской группе. Был телефонистом, телеграфистом.

Главными в его жизни стали 225 дней на плацдарме «Малая земля» площадью меньше 30 квадратных километров на окраине Новороссийска. Позади Черное море, впереди – враг. Отступать некуда. Десантники дали клятву – вперед и только вперед. Особенно тяжело пришлось, когда неприятель получил приказ любой ценой сбросить в море «малоземельцев». В это время ответственным за четкий и постоянный контакт с большой землей и был Иосиф Андреевич.

Не зря ордена и медали сияли у него на парадном пиджаке каждое 9 Мая. Среди них – ордена Отечественной войны I и II степеней, медали «За отвагу» и «За боевые заслуги», Жукова, почетный знак «За активное участие в боях на Кубани».

После смерти ветерана награды хранились в семье, причем в сейфе. Но однажды нелюди, которые обворовали дом, покусились и на самое святое – на память о деде и прадеде. Он был простым солдатом, но выполнил долг перед Родиной до конца. Вот только нашлись те, кому видно, ценность наград неведома.

Судьбы пленных

Может, кто-то помнит знаменитый фильм Сергея Бондарчука по одноименному рассказу Шолохова «Судьба человека»? Главный герой Андрей Соколов стал прообразом сильных духом советских военнопленных.

Практически то же самое пережил и атаманец Андрей Захарович Сагунов . В 1940-м его призвали в армию. Попал служить в Брестскую крепость. «21 июня 1941 года был обычным днем, занятия шли по расписанию. Но в четыре утра нас разбудил грохот. Не успели одеться, как оказались под дулами немецких автоматов. Всех нас сразу же отправили в Германию, в тыл. Всю войну, до самого освобождения американскими союзными войсками работали на шахтах, стройках за кусок хлеба. Убивали среди нас за малейшую провинность, трудились мы под строгой охраной. Как выжил, не знаю».

Алексея Васильевича Мирошникова тоже призвали в армию в 1940 году. Во время войны получил ранение, попал в госпиталь, который в результате прорыва фашистов оказался у них в тылу. Тяжелораненых они добили сразу, а тех, кто мог работать, отправили в концлагеря. Мирошников был в плену до победы. После попал в фильтрационный лагерь. И только в 1946-м вернулся инвалидом в Атаманскую. До конца дней работал в станичной школе – учителем географии и директором.

Прошел испытание пленом и Леонид Пет-рович Артёмов. В год начала Великой Отечественной он служил в погранвойсках. 22 июня попал в плен. Мысль о побеге возникла сразу. При первой попытке его поймали и сильно избили, оставили без зубов и бросили умирать в луже. К счастью, подобрал его проезжавший мимо немецкий хирург и отправил подлечиться. Он сам не знает, почему фашист так с ним поступил. Может, пожалел, может, потому что Артемов сносно говорил по-немецки.

Бежать же ему всё-таки удалось, но позже. Когда советские войска освобождали Вену. Попав к своим, он участвовал во взятии Берлина. Награжден орденом Отечественной войны II степени, медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина».

Чудом уцелел в концлагере Алексей Филиппович Пономаренко , попавший туда прямо с поля боя. Каждый день фашисты отсчитывали 10 узников, раздевали догола и запирали в одной из сторожек под охраной. А в два часа ночи их забирали – путь был последним и лежал в крематорий. Очередь дошла и до десятки, в которую попал  Алексей. Но он успел спрятаться за дверь, которая открывалась вовнутрь. Когда всё стихло, спасшийся узник пополз в барак. Его номер 1125, выколотый на руке, уже не выкликивали, он был вычеркнут из списка живых. И совсем скоро лагерь освободили наши войска.

Маршем по Москве

Алексею Петровичу Тыщенко, 1915 г.р., судьба подарила честь – он был участником Парада Победы 24 июня 1945 года. Чеканя шаг, гордо пронес станичник и бросил под стены Мавзолея фашистский штандарт.

Атаманец был на войне с ее начала, в самых горячих точках. Гнал немца от Сталинграда, освобождал Украину, дошел до Берлина. Два раза был тяжело ранен, но возвращался на фронт всё равно.

Его награды – ордена Славы III степени и Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За боевые заслуги» и др. Все это заслуженное дедовское богатство сегодня бережно хранит внук Евгений.

Мог носить Звезду Героя

3 октября 1943 года стало для гвардии рядового Александра Андреевича Подоляка, 1923 г.р., особым днем.

78 раз телефонисту 4-й воздушно-десантной гвардейской дивизии пришлось устранять во время боя по расширению плацдарма на правом берегу Днепра порывы на линии связи. Да еще вместе с товарищами отбить атаку 13 фашистов, а потом вызваться охранять 1,5 км провода. Атаманца представили к званию Героя Советского Союза. Но из-за того, что у него был судимый родственник, вручили ему лишь орден Ленина.

А.А. Подоляк воевал на Кавказе, в Сталинграде, участвовал в боях на Курской дуге. За обеспечение бесперебойной связи в боях на румынской, венгерской земле награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалью «За отвагу».

В мирное время раны и полученное пере-охлаждение не давали ему возможности передвигаться. На встречи ветеранов он не приходил, чаще у него бывали дома. Ушел из жизни Подоляк в 1986-м. А в этом году станичники навели порядок на его могиле.

И пусть страна не смогла по политическим соображениям оценить вклад солдата, для станичников Александр Андреевич все равно Герой.

Их имена на стеле

Василий Макарович Голуб, 1912 г. р., до войны работал на Курчанской МТС. Призвали на защиту Родины в первые дни объявления нападения фашистов на СССР. В 1943 году от него пришло последнее письмо: «Стоим в лесу, пока неизвестно дальнейшее направление…». Потом ни строчки, и лишь через год родные получили извещение «Пропал без вести». Жена Вера Денисовна осталась одна с тремя малыми детьми и всё надеялась на чудо. Но его не произошло.

Учителем рисования в СШ № 4 был Алексей Тарасович Есауленко (1913 г.р.). Его руками на стенах школы были написаны картины, портреты Сталина и Ленина. Взял художник в руки винтовку в 1941-м. Он пропал без вести уже в августе. Одновременно на фронт ушел и его брат Петр Тарасович (1911 г.р.). Вот от него редкие весточки приходили. Но в 1943-м получили горькую похоронку о смерти П.Т. Есауленко при переправе через Днепр 11 мая 1943 года. Остались у него супруга Евдокия Лазаревна и трое сыновей – Анатолий, Николай и Алексей.

Андрей Семёнович Степанченко пошел воевать с первым призывом. Ему было 28 лет. Дома его ждали жена Александра Филипповна и семеро деток. В 1942-м А.С. Степанченко ранило, и после госпиталя он уехал долечиваться домой. Через год – снова на передовую. Геройски погиб атаманец где-то в кубанских плавнях…

Выпускники 1941-го

В том историческом классе учились шесть девчат и девять парней. Ребята мечтали получать образование дальше, а попали на фронт. Семеро так и остались навечно молодыми.

Владимир Лаврентьевич Яценко родился в 1923 году. Рано потерял родителей, у него были еще брат, 1925 г.р., и сестра Лариса, 1928 г.р. После смерти мамы в 1933 году они росли у дедушки и бабушки. Отец же умер в 1932-м в Кремлевской больнице и похоронен на Новодевичьем кладбище с большими почестями. Оказывается, был начальником пограничной заставы, воевал в Средней Азии с басмачами.

После десяти классов Володя поступил в военно-морское училище в Севастополе. Оттуда попал на фронт. Писал домой часто. А до этого с Володей произошел интересный случай. Их переправляли на очередной участок, и оказалось, что будут ехать через Сосыку, там даже постоят двое суток. Он передал записку бабушке Варваре Аксентьевне, которая ждала поезд на станции. Та добилась у командования и забрала внука на эти два дня в станицу. Так он в последний раз успел увидеться со всеми родными, навестил невесту Варю Индюкову на хуторе Красноармеец.

Больше о нем ничего неизвестно. Правда, когда кончилась война, один из вернувшихся станичников М. Скарга, сообщил, что они с Володей были в 1944 году в одном бою. Снаряд бухнул около них – ему, дескать, оторвало руку, а вот Яценко не повезло. Но где это  произошло точно, не помнит. Обо всем рассказала двоюродная сестра героя Антонина Яковлевна Саенко.

Александр Никифорович Ермоленко – тоже был курсантом морского училища в Севастополе. Погиб при защите этого города. Местом упокоения стало море. На воде есть небольшой памятник в районе Феодосии. Саша родился в семье колхозника Никифора Антоновича Ермоленко. Всего их было четверо детей. Сегодня о подвиге Александра помнят его родная сестра Таиса, которая живет в Лабинске, и двоюродная – Валентина Конопка из Атаманской.

Иван Павлович Труш попал на фронт в 1942-м. В 1945 году вернулся с победой, правда, раненый, долго лечился. Несмотря на инвалидность, доблестно трудился на железной дороге. Умер в 80-х годах прошлого века. Покоится на станичном кладбище. Среди его наград – медали «За оборону  Кавказа» и «За победу над Германией». Еще один выживший выпускник – Иосиф Зацерковный. Он тоже вернулся с наградами. В Атаманской не жил, так как родом из близлежащего хуторка. В 70-е годы Зацерковный и Труш были частыми гостями в школе. Много рассказывали ребятам об учебе в довоенное время и о боевой молодости. Те встречи организовывал директор М.Я. Постол.

От АВТОРА. О судьбе еще одного выпускника Владимира Бармы я рассказала в выпуске газеты от 21.02.2015 года. Пока ничего неизвестно о А. Борисенко, А. Дов-гополом, М. Ганущенко, И. Мальцеве.

Материалы собирала

Л. Ващенко, нештатный корреспондент.

Данный материал опубликован на сайте BezFormata 11 января 2019 года,

Источник: Газета Единство - pav-edin23.ru